Сегодня играют все — маленькие и большие. Играют в клубах, на стадионах, в парках. Были бы время и настроение. И еще здоровье. Ну а если человек последнего как раз и лишен? Если у ребенка или подростка нет сил, возможности, чтобы бегать, прыгать, кататься? Что тогда? Без обще¬ния он лишается информации о том, как живут его ровесники, каков вообще этот огромный, окружающий нас мир. Изоля¬ция от внешней среды негативно сказывается на психологии, эмоциональном состоянии личности.


Есть ли выход из этой ситуации? Да, и самый простой: те же игры. Самые раз¬личные по содержанию и характеру. Для инвалидов игры обладают особым эффектом. Они несут в себе элементы физического и психологического тренинга, активизируют мыслительную деятель¬ность, творческие способности, особенно у ребенка, моделируют непривычные жизненные ситуации социальные роли, учат ориентации, поиску оптимального решения.

Нередко инвалиды — дети и подростки слышат от врачей: «Это тебе нельзя, это нежелательно, а это опасно». Во всех ли случаях такая попытка предупреждений оправдана? Позволю себе усомниться в этом.

Вот, к примеру, выработка одного из самых необходимых навыков в повседне¬вной жизни — ориентация в пространстве. Как снять психологический страх у человека, полностью незрячего или с остаточным зрением, с расстройством опорно-двигательного аппарата? На помощь приходит игровой тренинг. Мы выбрали игру «Кривая дорожка». Ребе¬нок (незрячий — за ведущим игры, «ко¬лясочник» самостоятельно) проходит определенное расстояние на площадке или в зале между расставленными пре¬пятствиями — булавами, кубами и т. д. После освоения траектории игроки проходят весь путь соревнуясь. Во избежание столкновения незрячего с препят¬ствием ведущий комментирует движения игроков.

Ребятам постарше полюбилась более сложная игра «Японская машинка». Она тренирует слуховые рефлексы, коорди¬нацию движений, внимание и чувство ритма. Перед началом игры разучивается техника исполнения движений: хлопнуть синхронно в ладоши, затем по коленям, щелкнуть пальцами правой, затем левой руки, после чего все повторить вновь. Игра идет в нарастающем темпе. Совер¬шая с играющими отработанные движе¬ния, ведущий на одном из них (например, во время щелчка) передает голосом эста¬фету любому участнику, тот поступает таким же образом. Закрепляются быст¬рота реакции, ритмичность, маневрен¬ность.
С большим оживлением проходят музыкальные игры. Группе детей с дефектами зрения мы предложили при¬нять участие в комическом «концерте». Один из ребят выступал в роли музы¬кального руководителя: он задавал тон и имитировал мелодию голосом под какой-либо инструмент. Остальные подыгры¬вали, создавая оркестр. Ведущий мог поменять «инструмент», игроки сразу же перестраивались в тон. Опоздавшие «на¬казывались» исполнением фанта. Эта игра имеет множество вариантов, кото¬рые придумываются по ходу. Например, исполнение мелодии на «инструментах» должно сопровождаться пластическим действием. Или надо отгадать, кто на каком инструменте играет, и т. д.

Фант взимается и в других играх. Например, «Давай споем». Предлагается спеть песню, которую все хорошо знают. При этом ставится условие: если взмахну рукой, сжав пальцы в кулак, — замол¬чать и петь про себя, разожму — продол¬жаем песню. Для незрячих участников дается сигнал — обычный хлопок. Кто ошибся, платит фант за невнимательность или выбывает из игры. Так играем до тех пор, пока не останется победитель. Для того чтобы ребенок во время игры мог легко и непринужденно реагировать на музыку, ощутить свободу действия, мы стремились сформировать у него культуру естественного движения, воспи-тать необходимые качества для снятия «зажима», смелость, дать ряд двигатель¬ных навыков. В игре движения отличаются простотой и естественностью; ходь¬ба, прыжки, элементы танца (с учетом вида инвалидности), подражательные движения или изобразительные, с помощью которых дети имитируют по¬ведение человека, повадки животных и т. д.

На это ориентирована сюжетная игра «Осень». Без моментов репетиции детям предложили под музыкальный фрагмент, сочетающий различную громкость, тре¬ножные и спокойные мелодии, изобра¬зить порыв ветра, начало дождя, раскры¬тие зонта... Каждый по-своему обыгры¬вал «лужи» — перепрыгивая, поднимая ноги и т. д.

Казалось бы, понятия «танец» и «инва¬лид» не совместимы, однако, работая со слепыми детьми, имеющими к тому же пониженный слух и расстройство коорди¬нации движений, мы использовали серию танцевально-музыкальных игр, где на протяжении всего танца менялись темп, ритм, мелодия. Подстроиться под каждый отрывок, передвигаясь «всле¬пую», сложно. Интересно было наблю¬дать, как в азарте игры ребенок невольно концентрировал внимание, мобилизовал слух, добиваясь синхронного движения с партнером. На наших глазах обреталась раскованность, преодолевалась робость, возникало желание участвовать в кон¬курсных, массовых танцах.

Игровые действия можно с успехом проводить в досуговых мероприятиях. Они заставляют зрителя переключаться с пассивной роли на активную. Помню, как на обычном концерте между выступлениями актеров проводились игры на знание музыки, истории театра, конкурсы интеллектуалов и другие. Зрители, в основном незрячие и с остаточным зрением, живо реагировали - смеялись, шутили, выкрикивали варианты ответов, общались друг с другом, артистами. Соз¬давалась атмосфера доброжелательства, теплоты.

Игровые ситуации способствуют прео¬долению психологии потребительского отношения: «Я пришел, а вы меня раз¬влекайте». Какой же незрячий или «опорник» устоит перед соблазном полу¬чить в игре приз?! Он сконцентрирует все свои тактильные навыки (восприятие пальцами), призовет образное воображе¬ние. Желание действовать появляется не только ради выигрыша, но и чтобы выде¬литься из числа зрителей, стать объек¬том всеобщего внимания, обсуждения, показать свой интеллект. А это иногда важнее приза.

Специфика игры в том, что она спо¬собна заразить любого, кто и не помыш¬лял вступать в нее. Невозможно спо¬койно наблюдать за ходом игры "Назови шестое» (ведущий называет пять названии: животных или птиц, деревьев или городов и т. д., указывает на конкрет¬ного игрока, который должен сразу наз¬вать шестое. Не назовет — выбывает). Или «Кто последний» (необходимо последним назвать вариант песни о лете, о деревьях, любви и т. д.). Сознание непроизвольно начинает срабатывать на то, чтобы вспомнить, сказать, а значит — участвовать.

Немаловажное значение для незрячих детей имеет развитие образного мышле¬ния, воссоздание невидимых картин, которые помогут компенсировать недо¬статок зрительных представлений. Для этого мы предлагаем игру «Живая музыка». Слушая музыкальный отрывок надо представить себе, какую картину он изображает, «увидеть» форму, цвет, почувствовать запах. И рассказать об этом. Эффект игры самый невероятный, ассоциации удивительные. Более слож¬ным оказался обратный вариант игры, то есть на заданные формы, запахи пред-лагалось подобрать варианты мелодий.

На протяжении всей игровой про¬граммы мы приобщаем детей к театраль¬ной импровизации. Дети участвуют в сиюминутном сотворении формы, пред¬лагают свое видение, свое решение заданного эпизода. Они погружаются в атмосферу происходящего, что не всегда происходит даже на настоящих спектаклях.

Вот несколько игровых эпизодов из программы, проводившейся нами для детей - «опорников» в одном из восстановительных центров Москвы. За основу взята русская народная сказка «Коло¬бок». Участники игры делятся на пары. Каждая из них представляет вариант импровизированного диалога деда и бабки (на две-три минуты). Ситуации различные: дед — злюка, бабка — доб¬рая (или наоборот). Дается задание при¬думать, откуда дед пришел, что бабка при этом делала. Диалоги не должны повторяться. Уже с самого начала посы¬пались версии: дед работал в поле, ловил рыбу, спал за печкой, бабка пасла коро¬ву, полола грядку, мыла и била посуду и т. д.

Следующая игровая установка: дед и бабка «ужасно больные». Придумать, у кого из них что болит, как чувствуют они это больное место. С нашей помощью дети конструировали диалоги, внося в них самые разные подробности, некото¬рые проводили аналогии со своим состо¬янием. Вот один из «дедов» — Игорь Т. — жалуется «бабке», что до этого летал на самолете на Северный полюс, очень простудился, поднялась температура, появился кашель. «Бабка» — Люда К. — рассказывает про свои трудности в хозяйстве: куры стаей улетели на юг за гусями, кастрюли на поляне затеяли хоровод, поэтому не в чем приготовить обед. Дети довольно быстро усвоили: они не ограничены рамками сказки, чем необычнее ситуация, тем интереснее. Цепь ситуаций разворачивается. С дедом и бабкой приключается что-то необык¬новенное: или они вспоминают свое прошлое, или они жуткие хулиганы, или между ними возникает ссора и надо при¬думать, из-за чего и как каждый ведет себя при этом.

В то же время педагог должен учиты¬вать такой важный момент, как поведе¬ние детей и взаимоотношения между ними. Игровые эпизоды приводят ребят в возбужденное состояние. Это вполне естественно. Но одновременно возни¬кают сложности. Например, Миша 3. легко улавливал смысл и идею каждой предлагаемой игры. Как все наиболее сильные и активные дети, он ощущал свое превосходство над «тихими». Стре¬мясь сохранить роль лидера, Миша ино¬гда переходил на развязный тон по отно¬шению к остальным, комментируя их слова и действия. Мы попытались нейт¬рализовать его поведение — передали ему все функции ведущего. Поставлен¬ный в положение «формального» лидера, Миша ощутил свою ответственность за выполнение задания — его тон и манера общения стали мягче, корректнее.

Через игру ребята находят выход из кризисных социальных, экономических, психологических проблем человека с физическими недостатками. Казалось бы какую роль может сыграть выдуманная ситуация? Но в том-то и особенность игровой деятельности, что в ней зало¬жены элементы других видов деятельно¬сти: познавательной, трудовой, коммуни¬кативной, творческой, спортивной и т. д., овладение которыми необходимо в жизненной практике и для развития лич¬ности.

Нельзя механически делить игры на «инвалидные» и для здоровых людей. Любая игра может быть адаптирована к возможностям взрослого или ребенка с учетом степени и вида его инвалидности. Достаточно внести необходимую коррек¬тировку, облегчить или видоизменить условия игры — и человек получит в подарок дополнительные стимулы к жизни, богатство эмоций, отдых и полезный, содержательный досуг.

Играйте на здоровье!

Юлия Моздокова (г. Москва)