Прошлый год оставил заметный след в российском законодательстве, особенно это касается защиты прав людей с инвалидностью

Специалисты считают, что система меняется медленно, но верно, и соответствие нормам Конвенции о правах инвалидов – одна из важных целей этих изменений. Обновление законодательства затронуло практически все сферы жизнедеятельности людей с инвалидностью: образование, трудоустройство, социальная защита, доступная среда. В этой статье мы хотим обозначить основные нововведения 2016 года. 

1. ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

С 1 января 2016 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», позволяющий использовать средства материнского капитала на реабилитацию детей с инвалидностью. В Индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА) был введен соответствующий раздел, где указывается перечень технических средств реабилитации (ТСР), на которые можно использовать средства материнского капитала.

2. Порядок установления инвалидности

Сейчас для установления группы инвалидности и категории «ребенок-инвалид» существуют два критерия: ограничение жизнедеятельности и степень расстройства функций организма.

Ограничение жизнедеятельности подразумевает полную или частичную утрату способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. С 1 января 2016 года этот критерий не применяется при установлении группы инвалидности и категории «ребенок-инвалид», он остался лишь для признания лица инвалидом и составления ИПРА.

В 2015 году группа инвалидности присваивалась в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, который обусловлен стойким расстройством функций организма. С 1 января 2016 группу инвалидности уже определяют в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма. 

3. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов» № 419-ФЗ 1 декабря 2014 года внес изменения в более 23 законов с 1го января. Среди них:

  • ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года
  • 181-ФЗ «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур»
  • ФЗ от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
  • ФЗ от 10 января 2003 года N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»
  • ФЗ от 10 января 2003 года N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»
  • Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»
  • ФЗ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» – о доступности избирательных участков, Федерального закона от 10 января 2003 года
  • N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи» – положения о обеспечение доступности для людей с инвалидностью объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (применяется с 1 июля 2016 года), различных услуг, а также объектов культуры – музеев, театров и библиотек. Однако положение применяется исключительно к вновь вводимым в эксплуатацию, прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам и средствам. 

4. Статья 3.1. «Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности» в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Принятие подобных поправок – логичный и прогрессивный шаг. Конвенция ООН о правах инвалидов, ратифицированная в 2014 году, содержит положения о запрете дискриминации по признаку инвалидности. Таким образом, равноправие людей с инвалидностью и без нее закрепляется на законодательном уровне.

Отметим, что в реализации этого положения существуют определенные сложности: доказать формально факт дискриминации людей с инвалидностью довольно сложно. Работодатель всегда может сказать, что отказал претенденту не из-за инвалидности, а по другой причине. Организация, отказавшаяся предоставить услугу также по причине инвалидности, не признает это и не подтвердит нарушение документально. Кроме того, может возникнуть множество спорных ситуаций. Таким образом, возникают сомнения, что норма о запрете дискриминации по признаку инвалидности значительно изменит положение людей с инвалидностью в ближайшее время. В будущем это возможно в случае накопления положительной практики и, как следствие, лучшего понимания проблемы инвалидности судьями. Также специалисты спорят, предусматривают ли эти поправки условия для совершенствования механизмов реабилитации, установления групп инвалидности и что они позволят сделать медико-социальную экспертизу и реабилитацию адресной и более объективной, прозрачной. Главная проблема при проведении медико-социальной экспертизы заключается в основаниях для установления инвалидности и критериях, которые используются для этого. А они устанавливаются другими нормативно-правовыми актами – постановлением Правительства и приказом Министерства труда.

5. «Абилитация инвалидов» – это новое понятие, которое появилось в Законе № 419-ФЗ. Оно означает систему и процесс формирования отсутствующих у людей с инвалидностью способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Ранее в законодательстве было только понятие реабилитации (восстановление (полное или частичное) способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности). Оба понятия направлены на устранение или более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности людей с инвалидностью в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. 

6. Внесены изменения в Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

В закон внесена ст. 19 (вступила в силу 1 июля 2016 года): При перевозке пассажиров с инвалидностью и их багажа легковым такси предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги:

  • оказание водителем помощи пассажиру из числа инвалидов при посадке в транспортное средство и высадке из него;
  • провоз собак-проводников при наличии специального документа;
  • перевозка кресла-коляски пассажира из числа инвалидов.

Транспортное средство также должно быть оснащено надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. 

7. Новая редакция статьи 15. ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур» гласит: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм должны обеспечивать людям с инвалидностью (включая тех, кто использует кресла-коляски и собак-проводников). Это означает – все организации, предоставляющие услуги населению, объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры должны при необходимости помогать людям с инвалидностью в преодолении барьеров, препятствующих в получении услуг наравне с другими лицами. 

8. Приказ Министерства внутренних дел РФ от 12 мая 2015 г. N 544 «Об утверждении порядка определения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, исполнение обязанностей, по которым требует владения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации навыками русского жестового языка (РЖЯ)».

Некоторые сотрудники МВД уже осваивают РЖЯ для общения со слабослышащими и неслыщащими гражданами.

Вводятся требование владения РЖЯ для сотрудников в следующих подразделениях территориальных органов МВД России:

  • дежурных частях;
  • участковых уполномоченных полиции;
  • патрульно-постовой службы;
  • по обеспечению безопасности дорожного движения;
  • вневедомственной охраны;
  • уголовного розыска. 

9. Федеральный закон от 23.11.2015 № 317-ФЗ «О внесении изменения в статью 218 части второй налогового кодекса Российской Федерации» устанавливает стандартный налоговый вычет по НДФЛ на ребенка с инвалидностью. Вычет по НДФЛ в размере с 3 000 до 12 000 рублей предоставляется родителям, супругу/супруге родителя и усыновителям в отношении:

  • ребенка-инвалида до 18 лет;
  • учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы. 

10. С 1 февраля 2016г. вступили в силу новые Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. N 1024н. Новый документ учел недостатки предыдущего, из-за которых многим было отказано в продлении инвалидности или ее установлении. 

Также с 1 января 2017 года вступают в силу: 

1. Положение о федеральном реестре инвалидов, введенные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. N 1024н. В нем содержатся сведения о группе инвалидности, ограничениях жизнедеятельности, нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности человека с инвалидностью, а также о рекомендованных реабилитационных или абилитационных мероприятиях, денежных выплатах и иных мерах социальной защиты. Реестр станет крупнейшей базой данных и станет мощным ресурсом, призванном помочь госорганам использовать имеющуюся в нем информацию при реализации своих полномочий в отношении людей с инвалидностью.

2.  Постановление Правительства Российской федерации от 16 июля 2016 г. N 674 «О формировании и ведении федерального реестра инвалидов и об использовании содержащихся в нем сведений». В соответствии с данным документом сведения, содержащиеся в реестре, используются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и организациями, участвующими в их предоставлении, в объеме, необходимом для предоставления указанных услуг, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Предоставление указанных сведений осуществляется оператором реестра безвозмездно в электронной форме с использованием единых форматов, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также с применением средств криптографической защиты информации. Люди с инвалидностью (их законные представители) получают доступ к касающимся их сведениям в реестре с использованием сервиса «личный кабинет» федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

3.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 октября 2016 г. N 569н. Перечень иных сведений о лице, признанным инвалидом, подлежащих включению в федеральный реестр людей с инвалидностью. К сведениям, подлежащих включению в реестр относятся:

 

  • Место нахождения пенсионного дела гражданина, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.
  • Номер и дата акта освидетельствования гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы.
  • Номер и дата протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы.
  • Причина пропуска срока переосвидетельствования за прошлое время (уважительная, неуважительная) с указанием периода.
  • Заключение о видах и степени выраженности ограничений категорий жизнедеятельности.
  • Сведения об освоении ребенком с инвалидностью программ дошкольного образования.
  • Сведения об освоении людей с инвалидностью, ребенка с инвалидностью образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
  • Др. сведения.

Оператором реестра является Пенсионный фонд России (ПФР). Зайти в реестр можно по ссылке. В реестре имеется открытый для всех раздел с общей статистической информацией, а также личный кабинет человека с инвалидностью. 

4. Приказ министерства здравоохранения Российской федерации от 30 июня 2016 г. N 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому»

5. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309. Документ вменяет в обязанность руководителям органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, создавать людям с инвалидностью необходимых условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;

б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;

в) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта;

г) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;

д) содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;

е) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

ж) обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.

Кроме того, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг. 

6. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 9 июля 2016 г. N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».

Правила устанавливают порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов и Требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида.

Приказ министерства здравоохранения российской федерации от 5 мая 2016 г. N 281н

Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний, для санаторно-курортного лечения (новые). 

7. Распоряжение ОАО «РЖД» от 15.07.2016 N 1427р «Об утверждении Методики оценки доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг». 

8. Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 и

9. Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598.

Стандарты образования – совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) в образовательных организациях.

Предметом регулирования Стандартов являются отношения в сфере образования детей с ОВЗ и с инвалидностью.

АООП разрабатывается на основе Стандарта с учетом особенностей указанных групп обучающихся, их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию. Положения Стандартов могут использоваться родителями (законными представителями) при получении образования в форме семейного образования, а также на дому или в медицинских организациях.

Источник: perspektiva-inva.ru