В обычных средних школах области обучается более пяти тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. Около пятисот из них занимаются в специальных классах, более двухсот — на дому по коррекционной программе. Более тысячи детей учатся в школе по гибкому графику обучения — в зависимости от состояния здоровья.


Как убрать помехи?
Устранение физиологических барьеров влечет за собой устранение барьеров социальных, которые в любом демократическом обществе исключены. Инвалид или человек с ограниченными возможностями здоровья не должен испытывать никаких неудобств с передвижением по городу, проблем с работой или образованием. Только в этом случае он будет чувствовать себя равным.
Инклюзивное образование (совместное обучение обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) — первый шаг на пути к преодолению социальных преград. Но, как известно, первый шаг самый тяжёлый, и не всегда его хочется делать. «Как правило, обучение на дому — мера вынужденная, — говорит заместитель директора областного департамента образования и науки Людмила Чеботарь. — При такой форме ребёнок, конечно, получает необходимый стандарт знаний. Для него разрабатывается индивидуальная программа обучения с учётом медицинских показаний. Это позволяет учиться без стрессов, но такой ученик имеет гораздо меньше возможностей проявить себя в коллективе, полноценно развиваться как личность. Совместное обучение, бесспорно, способствует лучшей адаптации детей-инвалидов к социальной среде. Однако для того, чтобы инклюзивное образование было доступно в полной мере, необходимо не только привлечение в школы специалистов, создание материальных условий, безбарьерной среды обучения (пандусы, поручни и т.д.). Нужна готовность к этому общества, готовность детей, родителей, педагогов».

Пытка для инвалидов?
Готово ли родительское сообщество к тому, чтобы с их здоровыми детьми обучались дети с ограниченными возможностями здоровья? Мы задали этот вопрос мамам будущих первоклассников.
«Я бы не возражала, если в одном классе с моей дочерью учились бы ребята-инвалиды, — говорит Елена, мать шестилетней Лизы. — Если у ребёнка всё в порядке с психикой, то почему он не может обучаться в обычной школе? Какой от этого вред другим детям? Только вот изготовлением пандусов и покупкой необходимого для таких учеников оборудования должно заниматься государство, а не родительский комитет. Тогда всё будет справедливо и правильно».
Вполне возможно, в одной школе с Лизой будут учиться дети-инвалиды, только вот кто они, люди с ограниченными возможностями, девочка не знает. Видимо, объяснять «в случае чего» родителям придётся на месте. «Я бы смогла найти правильные слова, чтобы мой ребёнок относился к таким одноклассникам нормально, не смеялся бы над ними, не конфликтовал», — уверяет Лилия Балыбердина.
С родителями, уверенными в моральных принципах своих детей, спорят нынешние старшеклассники и выпускники вузов. «Если к здоровым подросткам в классе не всегда нормальное отношение, то что же будет с инвалидами? Конечно, такие дети не должны чувствовать себя «другими», они имеют точно такие же права, как и остальные, но ведь нет гарантии, что ребёнок-инвалид попадёт в нормальный и дружный класс», — беспокоится восьмиклассница Аня Собенина. «В таких школах, где вместе со здоровыми детьми обучаются инвалиды, должен быть очень сильный преподавательский состав. Иначе детям будет сложно понимать друг друга. Давно известно, что дети злые», — добавляет выпускница вуза Маша Помазанова.
«Когда я учился в младших классах, в старших учился инвалид, — говорит Дмитрий Новиков, выпускник салехардской школы. — Классы и коридоры не были специально оборудованы, подниматься по лестнице ему помогали одноклассники. Сейчас же в школе царит полное неуважение детей друг к другу, насилие и жестокость».
Получается, что сами школьники не хотели бы для инвалидов такой пытки — учиться со здоровыми детьми в обычной школе. Мнение детей не всегда объективно — они судят по себе, но есть что-то глубоко человеческое в этих опасениях.

Своя школа
Человек с ограниченными возможностями здоровья — это более корректное определение инвалида, принятое в обществе. По сути эти два понятия равнозначны. Однако ограничения могут быть разными. Ребёнок, оказавшийся в инвалидной коляске по причине травмы, и ребёнок, у которого с рождения наблюдаются отклонения в здоровье, имеют разные социальные статусы в обществе. Если колясочник еще может чувствовать себя в обычной школе нормально, то слабослышащий или слабовидящий ученик вряд ли когда-нибудь станет своим в коллективе, потому как отношение к нему преподавателей и одноклассников априори будет особенным.
Дети-инвалиды, обучающиеся в тюменской коррекционной школе № 2, на уроки ходят с удовольствием. В группах по десять человек — индивидуальный подход обеспечен каждому. Родители не нарадуются на внимательных учителей и боятся только одного, что школу закроют. В следующем году в ней планируют провести капитальный ремонт, а это значит, что ученики будут переведены на домашнее обучение или отправятся в обычные средние школы.
Юля Широкова уже пять лет учится во 2-й школе, у нее детский церебральный паралич. Здесь её научили читать, писать левой рукой. Вместе с Юлей обучение по программе социально-бытовой адаптации проходят тридцать детей. У многих из них серьёзные проблемы с произношением, кому-то сложно даётся чтение, кто-то пишет с трудом. «Наших детей нельзя отдавать в обычные школы — там над ними будут смеяться, их никто не поймёт, — считает Светлана Николаевна, мама Юли. — Ни в одной средней школе города учитель не станет тратить дополнительное время на объяснение материала, не станет ждать, пока моя дочь допишет очередную строчку, не станет слушать невнятную речь больного ученика».

Взрослый взгляд
Пока родители боятся, а дети сомневаются, проблема инклюзивного образования действительно решается. Члены президиума правительства Тюменской области уже утвердили комплексную программу «Основные направления реабилитации инвалидов Тюменской области на 2010-2012 годы». Программа была разработана для того, чтобы интеграция инвалидов в общество проходила более эффективно. Для этого государству необходимо обеспечить беспрепятственный доступ таких граждан к объектам социальной и транспортной инфраструктуры. Полный доступ к услугам в сферах воспитания, образования и занятости должны получить «особые» дети.
Практика показывает, что решить вопросы организации образовательного процесса для детей с особыми запросами возможно только в ситуации, когда и детский, и взрослый коллектив школы действительно способен безоговорочно принять детей с психофизическими особенностями в свою среду такими, какие они есть. Если каждый из нас в меру своих возможностей будет прилагать все усилия, чтобы создать равные полноценные условия для обучения и развития детей независимо от состояния их здоровья, то инклюзивное образование станет нормой нашего общества.

Веб-дистанция между учеником и учителем
Дистанционное образование — это ещё одна альтернативная форма обучения детей-инвалидов. Сегодня дистанционное образование набирает популярность. Самый большой плюс такой формы обучения — эффект присутствия.
С помощью веб-камеры ученик в режиме он-лайн отвечает на вопросы учителя, как и его одноклассники. Он принимает участие в обсуждении темы, может спрашивать, комментировать материал. Конечно, не весь учебный год ученик проводит один на один с компьютером. В соответствии с состоянием здоровья и требованиями программ учителя по-прежнему определённую часть учебного материала преподают, приходя на дом, — это тоже часть обучения.
С использованием дистанционной формы в Тюмени уже обучаются 45 детей. Областной департамент образования и науки планирует в ближайшее время ввести такую технологию в Тобольске, Ишиме, Заводоуковске, Ялуторовске, Тюменском районе. В этом процессе многое зависит от потенциала учителей, от воли и возможностей муниципальных органов образования. В перспективе любой ребёнок, обучающийся по состоянию здоровья на дому, сможет выбрать для себя дистанционную форму.

Что в итоге?
Безбарьерная среда для инвалида — не только пандусы и поручни, но и отсутствие страха перед здоровым обществом. Ещё совсем недавно инвалиды не могли себе представить, как это — обучаться совместно со здоровыми детьми, а теперь общаются с педагогами и сверстниками с помощью веб-камеры прямо на уроках. По другую сторону монитора за партами сидят дети, которым ещё предстоит многое понять о мире, где есть место разным людям. Всего несколько шагов отделяют ребенка-инвалида от обычной средней школы, но ведь первый-то шаг, самый сложный, уже сделан.
Устранить физические барьеры для инвалидов во всех российских школах в одночасье невозможно, как невозможно и моментально подготовить взрослых и детей к появлению в школах «особых» учеников. Однако пора меняться! Пора делать так, чтобы ребёнок, увидев ровесника в инвалидной коляске или малыша с характерной для ДЦП походкой, не испытывал ни удивления, ни страха. А для начала с такими эмоциями должны справиться сами взрослые.
Татьяна Паласова

Источник: Тюменские известия. – 2009. - №178