Следи за языком!

Следи за языком!


Занятие у логопеда медцентра «М+» Алены Масленниковой начинается с массажа. Девятилетний Максим ложится на кушетку. Самостоятельно дома массаж делать нельзя. Зато дети выполняют артикуляционную гимнастику - отрабатывают движение губ и языка.

В ШЕСТЬ ЛЕТ - УЖЕ ПЕНСИОНЕР

- Рассказывай, Максим, сколько раз делал гимнастику?

- Каждый день по два раза! После массажа вместе садятся к зеркалу и проверяют, как Максим поработал дома.

Врач командует: спинку языка вверх, спинку вниз, кончик дальше. Спрашиваю: наверное, тяжело объяснить ребенку необходимое положение спинки языка, кончика, как должны складывать губы?

- Да, поэтому малышам надо все показывать. Мы подробно рисуем каждый звук: язык сюда, губы вот так, здесь зубы закрыты, а здесь открыты. У каждого ребенка заполнено по нескольку альбомов. Есть и готовые карточки, но детям больше нравится, когда мы рисуем вместе.

- Сколько вообще надо заниматься с логопедом, чтобы добиться результата?

- В наших реабилитационных программах - 10 занятий: курс массажа и различение основных звуков. Это уже дает результат. Например, приходит неговорящий ребенок - и у него получаются первые словечки. Разговорить несложно - надо, чтобы каждый звук стоял на своем месте, чтобы речь была красивой. Некоторые ходят к нам годами.

- Почему так долго?

- Бывает нарушена вся система речи - не только произношение, но и умение слышать, грамматически правильно строить фразу. Постоянно меняется тонус органов: сегодня ребенок проснулся - напряжена спинка языка, завтра - кончик. Без постоянного массажа теряются и те звуки, которые уже поставлены.

У одних детей-пациентов центра - просто проблемы с речью. У других они усугубляются заболеваниями: ДЦП, синдром Дауна, задержка физического и умственного развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Речевые нарушения или идут вдобавок к болезни, или обусловлены ею.

- С ними работать тяжелее, -признается Алена. - Одни отвлекаются, начинают смотреть в зеркало, корчить рожицы. Другие дети не могут смотреть на свое отражение в зеркале или мне в глаза. Третьи просто носятся по кабинету. Логопед должен устранить эти поведенческие моменты, иначе он не сможет работать.

Такие дети часто начинают с сенсорной комнаты, «волшебной», как ее здесь называют - там можно вдоволь побегать и попрыгать. На тридцати «квадратах» - множество световых панелей, реагирующих на звук, прикосновение. Можно порисовать на песке, поваляться в бассейне с шариками. С помощью этой комнаты малыш постепенно привыкает к логопеду. И отвыкает от постоянного присутствия мамы, если он не оставался без нее до того.

- Ребенка лучше привести пораньше - можно и в год-два, - говорит Масленникова. - В три года уж точно надо показаться в первый раз, даже если видимых нарушений нет. Дело в том, что серьезные нарушения - тонус, управление речью - видны сразу, а незначительные могут остаться незамеченными. Споткнулся раз, два -и уже начинает привыкать. А от этого ведь и логика зависит, и поведение. Мы так говорим: шесть лет для нас - уже «пенсионный» возраст. Речь сформировалась, приходится переучивать.

ЛОГОПЕДУ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ


- Почему вообще люди не выговаривают звуки?


- В основном потому, что нарушена работа мышц. У каждого второго - с рождения нарушения нервной системы. Она страдает уже во время беременности мамы - множество инфекций, стрессы, наш сидячий образ жизни.

Страдают кора головного мозга, мозжечок - тогда управление речью нарушается совсем, и выпадать могут любые звуки. Мозг отправляет сигнал, а язык делает что-то не то. Одному мальчишке ставила электрод - не чувствует. Проверяю на себе, может, электрод неисправен - а там такая мощность! Снижать ток начали только сеансу к 15-му, когда появилась чувствительность. Если ребенок не чувствует язык, он не может им управлять.

- Я слышал, что [р] иногда не выговаривают из-за короткой уздечки - мол, с логопедом заниматься бесполезно, надо смириться или оперировать.

- Уздечку часто винят - и зря. Мой муж - стоматолог-хирург, работает с детьми. Постоянно объясняет родителям: поменяйте логопеда и невролога. В два года резать уздечку - совершенно лишнее. Другие звуки ребенок бы говорил и так. Речь всегда можно разработать.

- Бывает, что причина невыговаривания -только в психологии?

- Заикание бывает чисто психологического характера. Есть педагогически запущенные дети - проблем с мышцами нет, но он двух слов связать не может, потому что не общается. Надо с ребенком заниматься, читать книжки, разговаривать.

- Наверное, главная проблема, которая следует из проблем с речью, - общение с окружающими

- Да, главное - коммуникация. Занятия дают результат в общении. Была у меня девочка пяти лет. Сверстники ей прямо говорили: я не понимаю, что ты говоришь, я не буду с тобой играть. И она замкнулась, стала стесняться. Прошли 10 занятий у логопеда, 10 занятий мозжечковой стимуляции. После этого она поехала в санаторий и там со всеми общалась, выступала на сцене. Ушли проблемы с речью - повысилась уверенность в себе.

Многие родители говорят: поставьте нам звук и все, научите перед школой чтению и цифрам. А то, что ребенок не может грамотно выразить свои мысли, связать их в единую картину, уже как будто неважно.

Проблемы с устной речью, кстати, переносятся потом на письмо, на чтение. Правило выучил, а применить не может - пропускает буквы, путает границы слов и предложений. И пока родители дойдут до нас, переберут 50 репетиторов по русскому языку. Они репетируют, а проблема не решается, только нарастает, как снежный ком, потому что корень ее - в другом.

- Взрослым остаются лишь курсы ораторов, или они тоже могут поправить свою речь?

- Звуки можно выправить в любом возрасте, поставить их - не проблема. Другое дело, что надо быть мотивированным ввести новые умения в речь. Тяжело избавиться от старых привычек.

- Зачем тогда они приходят? Раз прожили столько лет с дефектом, наверное, он уже и не мешает?

- Один наш клиент работал на телевидении. Ему сказали: или ты уходишь из кадра и остаешься автором, или мы прощаемся. Он хорошо писал, но была плохая дикция и огромная неуверенность в себе. Другая пациентка не выговаривала [р] и нормально жила. Но ее назначили начальником отдела: раньше сидела с бумажками, а теперь надо общаться с людьми.

Взрослые приходят и для восстановления: после черепно-мозговых травм, инсультов. Молодые восстанавливаются хорошо, а пожилые люди, увы, обычно просто сидят дома. Из поликлиник их выписывают в никуда - там нет логопедов, которые бы с ними занимались. А ведь проблему с речью можно решить в любом возрасте. Главное - захотеть.

Источник: www.tm-courier.ru
 
 
 


You have no rights to post comments